четверг, 24 апреля 2014 г.

Довлатов "Новый Американец" (отрывок)


Задание, напишите сочинение-рассуждение, прокомментировав проблему, поставленную автором данного текста.
1)Как-то в Америке понадобились мне новые ключи. (2) Захожу в мастерскую. (3)У прилавка — мужчина лет шестидесяти. 
(4)— Я — Кеннет Бауэрс, — представился он и включил станок. 
(5) Над его головой я увидел портрет длинноволосого старика. 
(6) — Ты знаешь — кто это? — спросил мистер Бауэрс. — (7) Мой дедушка — Альберт Эйнштейн! (8)Я выразил изумление. 
(9) — Вы — еврей? — говорю. (10)Надо же было что-то сказать. 
(11)— Я — американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы. 
(12)Затем указал на старинную фотографию. (13) Пожилой мужчина в очках склонился над книгой. 
(14) — Ты знаешь, кто это? — спросил мистер Бауэрс. — (15)Великий ирландский писатель Джойс... (16)Мой дядя! 
(17)— Значит, вы — ирландец? — сказал я. (18)Надо же было что-то сказать. 
(19)— Я — американец, — ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы, — теперь взгляни сюда. 
(20)Он показал мне цветной фотоснимок.(21) Чернокожий боксер облокотился на канаты ринга. 
(22)— Узнаешь? (23) Это великий боксер Мохаммед Али.(24) Мой племянник... 
(25) Признаться, я несколько оробел. (26)Кеннет Бауэрс выглядел совершенно здоровым. (27)Взгляд его был насмешлив и проницателен. 
(28)— Значит, вы — мусульманин? — сказал я. (29)Надо же было что-то сказать. 
(30)— Я—американец,—ответил Кеннет Бауэрс, не прерывая работы. 
(31)— Эти люди — ваши родственники? 
(32)— Да, — сказал он. 
(33)— Все эти люди — родственники? 
(34)— Безусловно, — сказал он. 
(35)— Люди всего мира? (36)Всех национальностей? (37)Всех эпох? 
(38)— Ты абсолютно прав, — сказал мистер Бауэре, — ты умнее, чем я думал. 
(39)Он закончил работу и протянул мне ключи. (40)Я поблагодарил и расплатился. (41)Мистер Бауэрс с достоинством кивнул. (42)Уходя, я еще раз спросил: 
(43)— Все люди мира — родственники? (44)Братья? (45)— Вне малейшего сомнения, — ответил Бауэрс и добавил: — (46)Будешь в нашем районе, занеси мне свою фотографию...

вторник, 22 апреля 2014 г.

Л.Н. Толстой "Война и мир"

Готовимся к сочинению



Л.H. Толстой. Роман «Война и мир»
Краткие выводы по изученной теме
1. «Чтобы произведение было хорошим, надо любить в нем главную, основную мысль. В «Войне и мире» я любил мысль народную, вследствие войны 1812 года», — говорил Лев Толстой.
2. Главный герой романа — народ. В романе более ста массовых сцен, в нем действуют свыше двухсот поименно названных людей из народа. Важнейшие события романа оцениваются Толстым с народной точки зрения. С большой симпатией относился Толстой к народу, который сыграл главную и решающую роль в войне против французских завоевателей. Патриотические чувства, охватившие русских, породили массовый героизм защитников Родины. Рассказывая о боях под Смоленском, Андрей Болконский справедливо заметил, что русские солдаты «в первый раз дрались там за Русскую землю», что в войсках был такой дух, какого никогда он (Болконский) не видел, что русские воины «два дня сряду отбивали французов и что этот успех удесятерил наши силы». Еще более полно «мысль народная» ощущается в тех главах романа, где изображаются герои, близкие к народу или стремящиеся понять его: Тушин и Тимохин, Наташа и княжна Марья, Пьер и князь Андрей — все те, кого можно назвать «русскими душой».
3. Рассуждая об итогах и значении Бородинского сражения, Толстой говорит, что русские одержали нравственную победу над войсками Наполеона. Народ достиг своей цели: родная земля была очищена от иноземных захватчиков.
4. В образе Кутузова Толстой воплощает свои представления о том, каким должен быть человек, поставленный Провидением во главе масс. Кутузов не стремится стать над народом, а ощущает себя участником народной жизни, он не руководит движением масс, а только стремится не мешать совершению подлинно исторического события, он постигает народную жизнь особым способом и только поэтому оказывается в состоянии выразить ее.
5. В Бородинском сражении Кутузов руководил духом армии: «Долголетним военным опытом он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку и знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».
Единство Кутузова с народом объясняется тем «народным чувством, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его».
6. Толстой-философ отрицает активную роль полководца в том или ином сражении, но даже в словах Болконского: «Он ничего не придумает, ничего не предпримет... но он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит» — признание активной роли Кутузова. С одной стороны, у Толстого Кутузов не делал «никаких распоряжений», а с другой стороны — «соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему», «отдавал приказания», то есть все-таки руководил ходом сражения. В этом, по Толстому, и заключается подлинное величие личности.
7. Заложенная в названии романа «Война и мир» антитеза определяет группировку образов. Любимые герои (Болконские, Ростовы, Безухов, Кутузов) — это люди «мира», ненавидящие не только войну в ее прямом смысле, но и ту ложь, лицемерие, эгоизм, которые разъединяют людей. Их отношение к войне выражено словами Андрея Болконского перед Бородинским сражением: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». В то же время война — «страшная необходимость», когда речь идет о защите Отечества. И не случайно любимые герои Толстого способны на искреннее и глубокое патриотическое чувство.




8. Герои Толстого по-разному понимают патриотизм. Кто-то произносит громкие слова, занимается шумной деятельностью или бесполезной суетой, кто-то испытывает простое и естественное чувство «потребности жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Первые лишь мнят себя патриотами и громко кричат о любви к Отечеству, вторые — патриоты по сути — отдают жизнь во имя общей победы. В первом случае мы имеем дело с ложным патриотизмом, отталкивающим своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. Так ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона; при чтении стихов о войне «все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов». Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах. Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые «афишки», призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Лжепатриотом представлен в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета «с аглицким секретом». Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков и Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии».
9. Истинные патриоты в батарее Тушина сражаются без прикрытия. Тушин «не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову». Живое, кровное чувство Родины заставляет солдат с немыслимой стойкостью сопротивляться врагу. Купец Ферапонтов, отдающий на разграбление свое имущество при оставлении Смоленска, тоже, безусловно, патриот. «Тащи все, ребята, не оставляй французам!» — кричит он русским солдатам. Истинными патриотами были и те, кто покинул Москву, не желая покориться Наполеону. Они были убеждены: «Под управлением французов нельзя было быть». Они «просто и истинно» делали «то великое дело, которое спасло Россию».
10. Любимые герои Толстого проходят сложный путь духовного развития.
11. Отправной точкой сложных духовных и философских исканий Андрея Болконского становятся его психологические противоречия с петербургским салонным обществом. Во время войны 1805 года (под влиянием капитана Тушина) меняются представления князя Андрея о героизме. Вернувшись из плена, князь Андрей испытал чувство вины перед женой и ответственность за ее смерть. Князь Андрей твердо решил бросить военную службу, убедив себя в том, что к ней больше не имеет интереса. Возрождение интереса к жизни происходит после его поездки в Отрадное и встречи с Наташей Ростовой. Новый кумир, заменивший Наполеона, был Сперанский, «лицо таинственное и представлявшееся ему гениальным». Разочарование в Сперанском наступает после вечера, где князь Андрей танцует с Наташей Ростовой. Новое чувство возникающей любви контрастно становится к «административным» увлечениям Болконского. Общение с Наташей дало ему ощущение сопричастности к совершенно особенному миру, преисполненному каких-то неизвестных ему радостей. После измены Наташи для Андрея Болконского наступило третье, самое тяжелое разочарование в жизни. Единственным стимулом, живым интересом, им испытываемым, становится месть Курагину. Он вновь возвращается на военную службу, но уже без тщеславных мыслей. Смотря на упавшую рядом гранату и сознавая близость смерти, Болконский думает: «Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь...» Обостренное чувство любви к жизни открывает ему понимание той любви, «которую проповедовал бог на земле»: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, которой учила кн. Марья».
12. Пройдя путь духовного развития, участвуя в войне 1812 года, Пьер Безухов пошел на духовный разрыв с аристократией. Толстой вплотную приблизил героя к тому историческому моменту, с которого началась революционная деятельность лучших дворян-декабристов. Поиски жизненной правды, которые ведет Пьер, неизбежно приводят его к народу и постижению народной мудрости. Он находит особый смысл во встрече с Платоном Каратаевым.
13. Основная отличительная черта образа Наташи Ростовой — ее эмоциональность и интуитивная чуткость; недаром она необыкновенно музыкальна, обладает редким по красоте голосом, отзывчива и непосредственна. В то же время в ее характере есть внутренняя сила и несгибаемый нравственный стержень. Наташа Ростова как бы бессознательно воплощает в себе то истинное понимание жизни, причастность к общенародному духовному началу, достижение которого дается главным героям — Пьеру Безухову и Андрею Болконскому — только в результате сложнейших нравственных исканий. Она способна на самопожертвование и самозабвение, высокие душевные порывы. В то же время Наташа может быть очень эгоистичной, что диктуется не разумом, а скорее инстинктивным стремлением к счастью и полноте жизни. В эпилоге Наташа Ростова представлена Толстым как жена и мать, целиком погруженная в свои семейные заботы и обязанности, разделяющая интересы Пьера и понимающая его.
14. Мысль о духовных основах семейственности как внешней формы единения между людьми занимает особое место в романе. Три семейства, три дома, три «породы» людей составляют основу «мысли семейной» романа: Ростовы, Болконские и Курагины. Особые симпатии писателя вызывает патриархальная семья Ростовых, в поведении которой проявляются высокое благородство чувств, доброта (даже редкая щедрость), естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Старый князь Болконский представляет цвет дворянства эпохи Екатерины II. Его характеризует истинный патриотизм, широта политического кругозора, понимание подлинных интересов России, неукротимая энергия. Андрей и Марья — передовые, образованные люди, ищущие новые пути в современной жизни. Семейство Курагиных несет одни беды и несчастья в мирные «гнезда» Ростовых и Болконских. Мир Курагиных — мир светской черни, извращенных взаимоотношений с окружающими и с близкими.



Материал взят с портала http://dist-tutor.info/course/view.php?id=612&item=5879