четверг, 9 мая 2013 г.

В. Маяковский






ПОСЛУШАЙТЕ!

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - кто-то хочет, чтобы они были?
Значит - кто-то называет эти плевочки
жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полуденной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит -
чтоб обязательно была звезда! -
клянется -
не перенесет эту беззвездную муку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
"Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!"
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают -
значит - это кому-нибудь нужно?
Значит - это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!



Анализ стихотворения Владимира Маяковского “Послушайте!”

Стихотворение “Послушайте!” написано в 1914году.

В стихах этого периода внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и, присмотревшись, поймет, что за внешней бравадой - ранимая, одинокая душа. Цельность характера поэта, человеческая порядочность, помогавшая ориентироваться в главных проблемах времени, внутренняя убежденность в правоте своих нравственных идеалов отделяли В.М. от других поэтов, от привычного течения жизни. Эта обособленность рождала душевный протест против обывательской среды, где не было высоких духовных идеалов. Стихотворение-крик души поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям: “Послушайте!” Таким восклицанием каждый из нас очень часто прерывает свою речь, надеясь быть услышанным и понятым.


Лирический герой стихотворения не просто произносит, а “выдыхает” это слово, отчаянно пытаясь обратить внимание живущих на Земле людей на волнующую его проблему. Это не жалоба на “равнодушную природу”, это жалоба на человеческое равнодушие. Поэт как бы спорит с воображаемым оппонентом, человеком недалеким и приземленным, обывателем, мещанином, убеждая его в том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством, горем.


Весь строй речи в стихотворении “Послушайте!” именно такой, какой бывает, когда, ведется острая дискуссия, полемика, когда тебя не понимают, а ты лихорадочно ищешь аргументы, убедительные доводы и надеешься: поймут, поймут. Вот только объяснить надо как следует, найти самые важные и точные выражения. И лирический герой их находит.

Накал страстей, эмоций, переживаемых нашим героем, становится так силен , что иначе их не выразить как только этим многозначным емким словом-”Да?!”, обращенным к тому, кто поймет и поддержит. В нем и обеспокоенность, и забота, и сопереживание, и надежда…..


Если бы у лирического героя совсем не было надежды на понимание, он бы так не убеждал, не увещевал, не волновался…Последняя строфа стихотворения начинается так же, как и первая, с того же слова. Но авторская мысль в ней развивается совершенно по-другому, более оптимистично, жизнеутверждающе по сравнению с тем, как она выражена в первой строфе. Последнее предложение вопросительное. Но, в сущности, оно утвердительно. Ведь это риторический вопрос ответ не требуется.


Располагая стихи “лесенкой”, он добился того, что каждое слово становится значимым, весомым. Рифма В.М. -необычайная, она как бы “внутренняя”, чередование слогов не явное, не очивидное-это белый стих. А как выразительна ритмика его стихов! Мне кажется, ритм в поэзии Маяковского-самое главное, сначала рождается он, а потом уже мысль, идея, образ. Некоторые думают , что стихи В.М. надо кричать, надрывая голосовые связки. У него есть стихи для “площадей”. Но в ранних стихах преобладают интонации доверительности, интимности. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе. Но на самом деле он не такой. Наоборот , М. одинок и неприкаян, и душа его жаждет дружбы, любви, понимания.

В этом стихотворении нет неологизмов, столь привычных для стиля В.М.. “Послушайте!”-взволнованный и напряженный монолог лирического героя. Поэтические приемы, используемые В.М. в этом стихотворении, на мой взгляд, очень выразительны. Фантастика (”врывается к богу”) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя. Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется”-передает не только динамику событий, но и их эмоциональный накал. Ни одного нейтрального слова, все очень и очень выразительны, экспрессивны, и, мне кажется, само лексическое значение, семантика глаголов-действий указывает на крайнюю обостренность чувств, испытываемых лирическим героем. Основная интонация стиха не гневная, обличительная, а исповедальная, доверительная, робкая и неуверенная. Можно сказать, что голоса автора и его героя зачастую сливаются полностью и разделить их невозможно. Высказанные мысли и выплеснувшиеся, прорвавшиеся наружу чувства героя, бесспорно, волнуют самого поэта. В них легко уловить ноты тревоги (”ходит тревожный”), смятения.


Огромное значение в системе изобразительно-выразительных средств у В.М. имеет деталь. Портретная характеристика Бога состоит всего лишь из одной-единственной детали-у него “жилистая рука”. Эпитет “жилистая” настолько живой, эмоциональный, зримый, чувственный, что эту руку как бы видишь, ощущаешь в ее венах пульсирующую кровь. “Длань” (образ, привычный для сознания русского человека, христианина) органично, абсолютно естественно заменяется, как видим, просто “рукой”.

Мне кажется, в очень необычной антитезе, в словах антонимах (антонимами они являются только у В.М., в нашем привычном, общеупотребительном лексиконе это далеко не антонимы) противопоставлены очень важные вещи. Речь идет о небе, о звездах, о Вселенной. Но для одного звезды “плевочки”, а для другого-”жемчужины”.

Лирический герой стихотворения “Послушайте!” и есть тот “кто-то”, для кого без звездного неба немыслима жизнь на Земле. Он мечется, страдает от одиночества, непонимания, но не смиряется с ним. Отчаяние его так велико, что ему просто не перенести “эту беззвездную муку”.


Стихотворение “Послушайте!” развернутая метафора, имеющая большой иносказательный смысл. Кроме насущного хлеба, нам нужна еще и мечта, большая жизненная цель, духовность, красота. Нам нужны звезды-”жемчужины”, а не звезды-”плевочки”. В.М. волнуют вечные философские вопросы о смысле человеческого бытия, о любви и ненависти, смерти и бессмертия, добре и зле.

Однако в “звездной” теме поэту чужд мистицизм символистов, он не думает ни о какой “протянутости” слова к Вселенной, но В.М. ни в коей мере не уступает поэтам-мистикам в полете фантазии, свободно перебрасывая мост от земной тверди к безграничному небу, космосу. Безусловно, такой свободный полет мысли был подсказан В.М. в ту эпоху, когда казалось, что человеку подвластно все. И независимо от того, в какие тона окрашены астральные образы, сатирические или трагические, его творчество проникнуто верой в Человека, в его разум и великое предназначение.

Пройдут годы, утихнут страсти, российские катаклизмы превратятся в нормальную жизнь, и никто не будет считать В.М. только политическим поэтом, отдавшим свою лиру лишь революции. На мой взгляд, это величайший из лириков, и стихотворение “Послушайте!”-истинный шедевр русской и мировой поэзии.


http://www.testsoch.net/analiz-stixotvoreniya-vladimira-mayakovskogo-poslushajte/

вторник, 7 мая 2013 г.

Н. Заболоцкий

Некрасивая девочка в исполнении А. Райкина и стихотворение "Очарована, околдована"
"Не позволяй душе лениться " Н. Заболоцкого читает Ю. Кваша
 Вечерний бар
В глуши бутылочного рая,
Где пальмы высохли давно,
Под электричеством играя,
В бокале плавало окно.
Оно, как золото, блестело,
Потом садилось, тяжелело,
Над ним пивной дымок вился...
Но это рассказать нельзя.

Звеня серебряной цепочкой,
Спадает с лестницы народ,
Трещит картонною сорочкой,
С бутылкой водит хоровод.
Сирена бледная за стойкой
Гостей попотчует настойкой,
Скосит глаза, уйдет, придет,
Потом с гитарой на отлет
Она поет, поет о милом,
Как милого она любила,
Как, ласков к телу и жесток,
Впивался шелковый шнурок,
Как по стаканам висла виски,
Как, из разбитого виска
Измученную грудь обрызгав,
Он вдруг упал. Была тоска,
И все, о чем она ни пела,
Легло в бокал белее мела.

Мужчины тоже всё кричали,
Они качались по столам,
По потолкам они качали
Бедлам с цветами пополам.
Один рыдает, толстопузик,
Другой кричит: «Я — Иисусик,
Молитесь мне, я на кресте,
В ладонях гвозди и везде!»
К нему сирена подходила,
И вот, тарелки оседлав,
Бокалов бешеный конклав
Зажегся, как паникадило.

Глаза упали, точно гири,
Бокал разбили, вышла ночь,
И жирные автомобили,
Схватив под мышки Пикадилли,
Легко откатывали прочь.
А за окном в глуши времен
Блистал на мачте лампион.

Там Невский в блеске и тоске,
В ночи переменивший краски,
От сказки был на волоске,
Ветрами вея без опаски.
И как бы яростью объятый,
Через туман, тоску, бензин,
Над башней рвался шар крылатый
И имя «Зингер» возносил.

1926
 
На рынке
В уборе из цветов и крынок
Открыл ворота старый рынок.

Здесь бабы толсты, словно кадки,
Их шаль невиданной красы,
И огурцы, как великаны,
Прилежно плавают в воде.
Сверкают саблями селедки,
Их глазки маленькие кротки,
Но вот, разрезаны ножом,
Они свиваются ужом.
И мясо, властью топора,
Лежит, как красная дыра,
И колбаса кишкой кровавой
В жаровне плавает корявой,
И влед за ней кудрявый пес
Несет на воздух постный нос,
И пасть открыта, словно дверь,
И голова, как блюдо,
И ноги точные идут,
Сгибаясь медленно посередине.
Но что это? Он с видом сожаленья
Остановился наугад,
И слезы, точно виноград,
Из глаз по воздуху летят.

Калеки выстроились в ряд.
Один играет на гитаре.
Ноги обрубок, брат утрат,
Его кормилец на базаре.
А на обрубке том костыль,
Как деревянная бутыль.

Росток руки другой нам кажет,
Он ею хвастается, машет,
Он палец вывихнул, урод,
И визгнул палец, словно крот,
И хрустнул кости перекресток,
И сдвинулось лицо в наперсток.

А третий, закрутив усы,
Глядит воинственным героем.
Над ним в базарные часы
Мясные мухи вьются роем.
Он в банке едет на колесах,
Во рту запрятан крепкий руль,
В могилке где-то руки сохнут,
В какой-то речке ноги спят.
На долю этому герою
Осталось брюхо с головою
Да рот, большой, как рукоять,
Рулем веселым управлять.

Вон бабка с неподвижным оком
Сидит на стуле одиноком,
И книжка в дырочках волшебных
(Для пальцев милая сестра)
Поет чиновников служебных,
И бабка пальцами быстра.

А вкруг — весы, как магелланы,
Отрепья масла, жир любви,
Уроды, словно истуканы,
В густой расчетливой крови,
И визг молитвенной гитары,
И шапки полны, как тиары,
Блестящей медью. Недалек
Тот миг, когда в норе опасной
Он и она — он пьяный, красный
От стужи, пенья и вина,
Безрукий, пухлый, и она —
Слепая ведьма — спляшут мило
Прекрасный танец-козерог,
Да так, что затрещат стропила
И брызнут искры из-под ног!

И лампа взвоет, как сурок.

1927
 
ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства[1]) — группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927 — начале 1930-е-х гг. в Ленинграде.
В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер (Борис Михайлович) Левин.
ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.
В сво­ём стремлении наряду с политической революцией осуществить революцию в искусстве обэриуты были под влиянием футуристов (в особен­ности В. Хлебникова), А. Крученых и И. Терентьева; вы­ступали, однако, против «зауми», заумного языка в искусстве. Их методом изображения действительности и воздействия на неё было искусство абсурда, отмена логики и общеприня­того времяисчисления в поэтических про­изведениях, необычное противопоставление отдельных ча­стей произведений, которые сами по себе реали­стичны. В своих пьесах Хармс и Введенский почти отказываются от последовательности действия и идентичности персонажей; дейст­вие калейдоскопично и раздроблено, вплоть до отдельных реплик в диалогах. Персонажи, дей­ствующие как марионетки, служат отраже­нием разношерстности людей и бездуховно­сти их существования[2].
Нападки со стороны официозной критики, невозможность печататься заставили некоторых обэриутов переместиться в «нишу» детской литературы (Введенский, Хармс, Владимиров и др.). Многие участники ОБЭРИУ были репрессированы, погибли в заключении.
К обэриутам были близки поэт Николай Олейников, филолог Николай Харджиев, писатель Евгений Шварц, философы Яков Друскин и Леонид Липавский, а также художники Казимир Малевич, Павел Мансуров, Владимир Стерлигов, Павел Филонов и члены его коллектива МАИ , художницы Татьяна Глебова и Алиса Порет.
ВИКИПЕДИЯ

 Утренняя песня
Могучий день пришел. Деревья встали прямо,
     Вздохнули листья. В деревянных жилах
     Вода закапала. Квадратное окошко
     Над светлою землею распахнулось,
     И все, кто были в башенке, сошлись
     Взглянуть на небо, полное сиянья.
     И мы стояли тоже у окна.
     Была жена в своем весеннем платье.
     И мальчик на руках ее сидел,
     Весь розовый и голый, и смеялся,
     И, полный безмятежной чистоты,
     Смотрел на небо, где сияло солнце.
     А там, внизу, деревья, звери, птицы,
     Большие, сильные, мохнатые, живые,
     Сошлись в кружок и на больших гитарах,
     На дудочках, на скрипках, на волынках
     Вдруг заиграли утреннюю песню,
     Встречая нас. И все кругом запело.
     И все кругом запело так, что козлик
     И тот пошел скакать вокруг амбара.
     И понял я в то золотое утро,
     Что счастье человечества - бессмертно.
 
1932
 
 

19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие. По просьбе НКВД критик Николай Лесючевский написал отзыв о поэзии Заболоцкого, где указал, что «„творчество“ Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».[7]
«Первые дни меня не били, стараясь разложить морально и физически. Мне не давали пищи. Не разрешали спать. Следователи сменяли друг друга, я же неподвижно сидел на стуле перед следовательским столом — сутки за сутками. За стеной, в соседнем кабинете, по временам слышались чьи-то неистовые вопли. Ноги мои стали отекать, и на третьи сутки мне пришлось разорвать ботинки, так как я не мог переносить боли в стопах. Сознание стало затуманиваться, и я все силы напрягал для того, чтобы отвечать разумно и не допустить какой-либо несправедливости в отношении тех людей, о которых меня спрашивали…» Это строки Заболоцкого из мемуаров «История моего заключения» (опубликованы за рубежом на английском языке в 1981 г., в последние годы советской власти напечатаны и в СССР, в 1988[8]).
Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях; Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им подборка «Сто писем 1938—1944 годов» — выдержки из писем к жене и детям[9].
С марта 1944 года после освобождения из лагеря жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло в 1946 г. добиться разрешения жить в Москве. Снимал жильё в писательском поселке Переделкино у В. П. Ильенкова[10].
В 1946 году Н. А. Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. Начался новый, московский период его творчества. Несмотря на удары судьбы, он сумел вернуться к неосуществлённым замыслам.
ВИКИПЕДИЯ

Лебедь в зоопарке

Сквозь летние сумерки парка
По краю искусственных вод
Красавица, дева, дикарка —
Высокая лебедь плывет.

Плывет белоснежное диво,
Животное, полное грез,
Колебля на лоне залива
Лиловые тени берез.

Головка ее шелковиста,
И мантия снега белей,
И дивные два аметиста
Мерцают в глазницах у ней.

И светлое льется сиянье;
Над белым изгибом спины,
И вся она как изваянье
Приподнятой к небу волны.

Скрежещут над парком трамвая,
Скрипит под машинами мост,
Истошно кричат попугаи,
Поджав перламутровый хвост.

И звери сидят в отдаленье,
Приделаны к выступам нор,
И смотрят фигуры оленьи
На воду сквозь тонкий забор.

И вся мировая столица,
Весь город, сверкающий наш,
Над маленьким парком теснится,
Этаж громоздя на этаж.

И слышит, как в сказочном мире
У самого края стены
Крылатое диво на лире
Поет нам о счастье весны.

1948
   В этой роще берёзовой (из к/ф ''Доживем до понедельника'')Вячеслав Тихонов (на стихи Н.Заболоцкого)

    
В ЭТОЙ РОЩЕ БЕРЕЗОВОЙ

В этой роще березовой,
Вдалеке от страданий и бед,
Где колеблется розовый
Немигающий утренний свет,
Где прозрачной лавиною
Льются листья с высоких ветвей,—
Спой мне, иволга, песню пустынную,
Песню жизни моей.

Пролетев над поляною
И людей увидав с высоты,
Избрала деревянную
Неприметную дудочку ты,
Чтобы в свежести утренней,
Посетив человечье жилье,
Целомудренно бедной заутреней
Встретить утро мое.

Но ведь в жизни солдаты мы,
И уже на пределах ума
Содрогаются атомы,
Белым вихрем взметая дома.
Как безумные мельницы,
Машут войны крылами вокруг.
Где ж ты, иволга, леса отшельница?
Что ты смолкла, мой друг?

Окруженная взрывами,
Над рекой, где чернеет камыш,
Ты летишь над обрывами,
Над руинами смерти летишь.
Молчаливая странница,
Ты меня провожаешь на бой,
И смертельное облако тянется
Над твоей головой.

За великими реками
Встанет солнце, и в утренней мгле
С опаленными веками
Припаду я, убитый, к земле.
Крикнув бешеным вороном,
Весь дрожа, замолчит пулемет.
И тогда в моем сердце разорванном
Голос твой запоет.

И над рощей березовой,
Над березовой рощей моей,
Где лавиною розовой
Льются листья с высоких ветвей,
Где под каплей божественной
Холодеет кусочек цветка,—
Встанет утро победы торжественной
На века.

1946
Слушать
                   

воскресенье, 5 мая 2013 г.

Урок "Встреча С.Есенина и А. Блока"

Ход урока

Этап "Провокация"
ВСТРЕЧА ЕСЕНИНА С БЛОКОМ

"Петроград встретил его с тем восхищением,
как обжора встречает землянику в январе".
Максим Горький
о Сергее Есенине.
(Из письма Ромэну Роллану
24 марта 1926 года)

Вокзал. Здесь не поёт сверчок.
Здесь площадь и народа тучи.
А за спиною - сундучок,
Багаж и скарб из строк певучих.

Встаёт малиновый рассвет
Над конским памятником строгим.
Сергею - девятнадцать лет,
Он встретиться желает с Блоком.

Парнишка прибыл в Петроград,
Чтоб обратиться прямо к Блоку,-
И встретил Блок его, как брат:
Живой талант открылся оку.

Как строфы у певца коров
В цветном танцуют сарафане!
Журчит фонтан его стихов
Мочой кобылы из Рязани.

Блок шепчет: "Ты - Густав Доре*!
Я восхищён огнём задора!.."
Так землянику в январе
Встречает с радостью обжора.

*Поль Густав Доре - знаменитый французский художник,
гравёр, иллюстратор, живописец. С самого раннего детства
поражал окружающих мастерством рисунка. Уже в десятилетнем
возрасте выполнил иллюстрации к "Божественной комедии" Данте.
-О чем это стихотворение?
 Просмотр отрывка из фильма «Есенин». 1 серия 17 минута
1. Сериал начинается с первой встречи Есенина и Блока, на которой Есенин читает свои стихи. По некоторым данным (например, дневниковая запись Блока) чтение это произошло в 1915 году. Тогда совершенно непонятно, каким образом Есенин мог «напевать» Блоку свое стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных...», написанное в 1916 году.
Есенин С. А. Письмо Блоку А. А., 9 марта 1915 г. Петроград // Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002.
Т. 6. Письма. — 1999. — С. 64.
9 марта 1915 г. Петроград
Александр Александрович!
Я хотел бы поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете, а может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти часа в 4.
С почтением. С. Есенин.
Примечания
  1.  А. А. Блоку. 9 марта 1915 г. (с. 64). — «Литературная газ.», М., 1939, 26 июня, N 26, в заметке без подписи «Переписка А. Блока» (в пересказе); полностью и точно — журн. «Огонек», М., 1945, N 43, 28 окт., с. 7, под рубрикой: «Из неопубликованного литературного наследства Есенина».
Печатается по автографу (РГАЛИ, ф. А. А. Блока).
Датируется в соответствии с пометой А. Блока под есенинским текстом: «Крестьянин Рязанской губ., 19 лет. Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные. Язык. Приходил ко мне 9 марта 1915». См., кроме того, запись А. Блока в его записной книжке от того же числа: «Днем у меня рязанский парень со стихами» (Зап. кн., 257).
2.      ...может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. — Перечень московских журналов, где к тому времени были опубликованы стихи Есенина, см. в коммент. к п. 38.
3.      Хотел бы зайти часа в 4. — Очевидно, не увидев Блока в первый свой приход, Есенин вернулся к нему в тот же день еще раз. В автобиографии 1922 г. Есенин вспоминал: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта» (наст. изд., т. 7, кн. 1).
Во время этой встречи Блок подарил Есенину одну из книг своего «Собрания стихотворений» (М.: Мусагет, 1912) с дарственной надписью: «Сергею Александровичу Есенину на добрую память. Александр Блок. 9 марта 1915. Петроград» (ЛН, 1982, т. 92, кн. 3, с. 68). Одновременно он дал Есенину рекомендательные письма к С. М. Городецкому и М. П. Мурашеву. «Направляю к Вам талантливого крестьянского поэта-самородка, — писал Блок Мурашеву. — Вам, как крестьянскому писателю, он будет ближе, и Вы лучше, чем кто-либо, поймете его» (Письма, 305).
Перед отъездом из Петрограда Есенин собирался еще раз зайти к Блоку, однако встреча не состоялась. 24 апр. 1915 г. Блок ответил на просьбу Есенина о встрече письмом:
«Дорогой
Сергей Александрович.
Сейчас очень большая во мне усталость и дела много. Потому думаю, что пока не стоит нам с Вами видеться, ничего существенно нового друг другу не скажем. Вам желаю от души остаться живым и здоровым. Трудно загадывать вперед, и мне даже думать о Вашем трудно, такие мы с Вами разные; только все-таки я думаю, что путь Вам, может быть, предстоит не короткий, и, чтобы с него не сбиться, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее. Я все это не для прописи Вам хочу сказать, а от души; сам знаю, как трудно ходить, чтобы ветер не унес и чтобы болото не затянуло. Будьте здоровы, жму руку» (Письма, 196).
Позже Есенин неоднократно встречался с Блоком. Так, 21 окт. 1915 г. Блок отметил в записной книжке: «Н. А. Клюев — в 4 часа с Есениным (до 9-ти). Хорошо» (Зап. кн., 269), а 25 окт. присутствовал в концертном зале Тенишевского училища на вечере «Краса» с участием Есенина. 3 янв. 1918 г. Блок записал: «Весь вечер у меня Есенин» (Зап. кн., 382; выделено автором).
Выступая 25 окт. 1923 г. на вечере крестьянских поэтов в помещении Центральной комиссии по улучшению быта ученых (ныне — Дом Ученых на ул. Пречистенка в Москве), Есенин произнес речь о Блоке. Присутствовавший на вечере поэт Вл. Пяст вспоминал: «Блок, — говорил молодой поэт, предводитель послефутуристических бунтарей, — к которому приходил я в Петербурге, когда начинал свои выступления со стихами (в печати), для меня, для Есенина, был — и остался, покойный, — главным и старшим, наиболее дорогим и высоким, что только есть на свете» (Восп., 2, 93). См. также коммент. к автобиографиям — наст. изд., т. 7, кн. 1.

2. Сообщение о Есенине и Блоке, подготовленные учащимися
3. Чтение стихотворений данных поэтов
Стихотворения Есенина, читает автор, скачать
Стихотворения А. Блока  аудиофайлы, скачать
Из фонда "Старое радио" онлайн



Есенин С - Вечер черные брови насопил (Г.Сорокин)
Есенин С - "Ленин" отрывок из поэмы «Гуляй-поле» (чит. В.Шалевич)
Есенин С - "О красном вечере задумалась дорога..." (чит. Ю.Богатырев)
Есенин С - (фр.радиокниги Ю.Прокушева чит. А.Консовский,Н.Першин,Ю.Прокушев)
Есенин С - B xame (чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Kopoвa (чит. С.Леонтьев)
Есенин С - «Видели ли вы как бежит по степям…» (из поэмы «Сорокоуст») чит. М.Ульянов
Есенин С - «Видели ли вы как бежит по степям…» (из поэмы «Сорокоуст») чит. С.Есенин
Есенин С - Автобиография
Есенин С - Анна Снегина ( муз-поэт. радиосп.) 1978
Есенин С - Анна Снегина (исп. А.Консовский)
Есенин С - Анна Снегина (поэма)
Есенин С - Анна Снегина (чит. С.Леонтьев) 1-я часть
Есенин С - Анна Снегина (чит. С.Леонтьев) 2-я часть
Есенин С - Анна Снегина сокр. др. стихи (чит. Н.Першин)
Есенин С - Анна снегина (Г.Сорокин)
Есенин С - Ах метель такая, просто черт возьми (Г.Сорокин)
Есенин С - Бабушкины сказки (чит.З.Бокарева)
Есенин С - Баллада о 26-и (чит. Р.Катанский)
Есенин С - Без шапки, с лыковой котомкой.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Белая свитка и алый кушак(стих)
Есенин С - Береза (стих)
Есенин С - Береза (чит. А.Консовский)
Есенин С - Берёза (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Быть поэтом (чит. А.Консовский)
Есенин С - В Хоросане есть такие двери (чит. С.Никоненко)
Есенин С - В багряном зареве закат шипуч и пенен...(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - В лунном кружеве украдкой...(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - В том краю где желтая крапива (чит.М.Ульянов. Радио 60х )
Есенин С - В том краю, где жёлтая крапива..(чит.Р.Клейнер).
Есенин С - В хате (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - В. Высоцкий читает монолог Хлопуши из спектакля Театра на Таганке Пугачев
Есенин С - Весна (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Вечер черные брови насупил (чит. В. Аксенов)
Есенин С - Вечер чёрные брови насопил.(чит.Р.Клейнер).
Есенин С - Вечером синим, вечером лунным (Г.Сорокин)
Есенин С - Возвращение на родину (чит.Н.Першин)
Есенин С - Возвращение на родину (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Вот оно глупое счастье. (чит. Ю.Богатырев)
Есенин С - Вот оно, глупое счастье...(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Вот уж вечер. Роса (чит. В.Маратов)
Есенин С - Вот уж вечер. Роса..(чит.Р.Клейнер).
Есенин С - Все живое особою метой..(чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Всё живое особой метой (Г.Сорокин)
Есенин С - Всё живое особой метой..(чит.Р.Клейнер).
Есенин С - Выткался на озере алый свет зари..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Где ты, где ты, отчий дом..(чит.Р.Клейнер).
Есенин С - Гляну в поле, гляну в небо.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Годы молодые с забубённой славой.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Гой ты, Русь, моя родная..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Гой, ты Русь, моя родная (чит. В.Лановой)
Есенин С - Голубая кофта, синие глаза (Г.Сорокин)
Есенин С - Грубым дается радость.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Да! Теперь решено. Без возврата.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Дорогая сядем рядом (чит. В.Шалевич)
Есенин С - Дорогая, сядем рядом.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Дорогие мои хорошие (спект. МХАТСССР им Горького)
Есенин С - Душа грустит о небесах (чит. В.Маратов)
Есенин С - Душа грустит о небесах..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Дымом половодье чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Есенин С - Шагане ты, моя Шагане (чит. В.Аксенов) дубль
Есенин С - За горами, за жёлтыми долами.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - За тёмной прядью перелесиц(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Задымился вечер, дремлет кот на брусе(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Закружалась листва золотая (чит.С. Балашов)
Есенин С - Закружилась листва золотая (чит. А.Покровский)
Есенин С - Закружилась листва золотая(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Заметался пожар голубой.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Занеслися залётною пташкой.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Запели тёсаные дроги.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Зеленая прическа (чит.С. Балашов)
Есенин С - Зелёная прическа..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Издатель славный. В этой книге... (чит. С.Балашов)
Есенин С - Исповедь хулигана (отрывок) чит.С.Есенин
Есенин С - Исповедь хулигана (чит. С.Есенин)
Есенин С - Исповедь хулигана (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Исус-младенец (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Калики (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Капитан земли (чит. С.Балашов)
Есенин С - Клен ты мой (чит.В.Качалов)
Есенин С - Клен ты мой опавший (чит. С.Балашов)
Есенин С - Колокол дремавший разбудил поля (чит. Е.Коровина)
Есенин С - Корова (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Королева (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Край любимый (чит. А.Консовский)
Есенин С - Край любимый! Сердцу снятся ( чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Край любимый, сердцу снятся (чит. А.Консовский)
Есенин С - Край ты мой заброшенный.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Лисица (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Мелколесье, степь и дали (чит.Н.Першин)
Есенин С - Мелколесье, степь и дали (чит. М.Ульянов)
Есенин С - Метель (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Микола (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Мир таинственный, мир мой древний (чит. С.Есенин)
Есенин С - Мир таинственный, мир мой древний.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Мне грустно на тебя смотреть (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Мне осталась одна забава..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Может поздно (чит.С. Балашов)
Есенин С - Может поздно, может слишком рано (чит. С.Балашов) 2-й вариант
Есенин С - Мы теперь уходим по немногу (чит. М.Ульянов)
Есенин С - Мы теперь уходим понемногу (чит. В.Аксенов)
Есенин С - Мы теперь уходим понемногу (чит.В.Качалов)
Есенин С - Мы теперь уходим понемногу.(чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Мы теперь уходим понемногу.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - На кавказе (чит.С. Балашов)
Есенин С - Наша вера не погасла(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Не бродить не мять в кустах багряны (чит. С.Балашов)
Есенин С - Не бродить не мять в кустах багряных (Я.Смоленский)
Есенин С - Не бродить, не мять в кустах багряных( чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Не в моего ты Бога верила.(чит.Р.Клейнер).
Есенин С - Не ветры осыпают пущи( чит.Р.Клейнер).
Есенин С - Не гляди на меня с упреком (чит. Ю.Богатырев)
Есенин С - Не жалею не зову не плачу (чит. С. Балашов) 2-й вариант
Есенин С - Не жалею, не зову, не плачу (чит. М.Ульянов)
Есенин С - Не жалею, не зову, не плачу (чит. С.Балашов)
Есенин С - Не жалею, не зову, не плачу..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Не жалею,не зову, не плачу (чит. В.Аксенов)
Есенин С - Не жалею,не зову,не плачу (чит.Н.Першин)
Есенин С - Не напрасно дули ветры (чит. С.Балашов)
Есенин С - Не напрасно дули ветры (чит.С. Балашов) 2-й вариант
Есенин С - Не напрасно дули ветры.(чит.Р.Клейнер).
Есенин С - Не ругайтесь. Такое дело!.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Небесный барабанщик (чит. В.Попов)
Есенин С - Несказанное, синее, нежное(чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Неуютная жидкая лунность (чит. С.Балашов)
Есенин С - Неуютная, жидкая лунность (чит.Н.Першин)
Есенин С - Нивы сжаты, рощи голы
Есенин С - Нивы сжаты, рощи голы (чит. Е.Коровина)
Есенин С - Нивы сжаты, рощи голы.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Низкий дом с голубыми ставнями( чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Никогда я не был на Босфоре (чит. С.Никоненко)
Есенин С - О Матерь Божья(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - О верю, верю, счастье есть!(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - О красном вечере задумалась дорога.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - О пашни, пашни, пашни.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Октоих (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Осень (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Ответ (чит.В.Аксенов)
Есенин С - Отвори мне, страж заоблачный.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Отговорила роща золотая ( ст. чит. Г.Сорокин)
Есенин С - Отговорила роща золотая (чит. В Аксенов)
Есенин С - Отговорила роща золотая (чит. М.Ульянов)
Есенин С - Отговорила роща золотая (чит.Н.Першин)
Есенин С - Отговорила роща золотая..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Пасхальный благовест (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Песнь о великом походе (поэма чит.Н.Першин)
Есенин С - Песнь о собаке (концертное исполнение В.Качалова)
Есенин С - Песнь о собаке (чит. В.Качалов)
Есенин С - Песнь о собаке (чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Песнь о собаке (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Песнь о собаке (чит.С. Балашов)
Есенин С - Песня (чит. Г.Сорокин)
Есенин С - Песня о собаке (чит.В.Качалов)
Есенин С - Письмо женщине (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Письмо к женщине (ст.чит. Г.Сорокин)
Есенин С - Письмо к женщине (чит. А.Консовский)
Есенин С - Письмо к женщине (чит. В Аксенов)
Есенин С - Письмо к женщине (чит.Н.Першин)
Есенин С - Письмо к матери (чит. В.Аксенов)
Есенин С - Письмо к матери (чит.Н.Першин)
Есенин С - Письмо матери (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Письмо от матери (1924) чит. В Аксенов
Есенин С - По дороге идут богомолки (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - По-осеннему кычет сова.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Под венком лесной ромашки (чит. Ю.Каюров)
Есенин С - Подражание песне (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Поет зима - аукает(чит.Р.Клейнер).
Есенин С - Поет зима, аукает (чит. Е.Коровина)
Есенин С - Пой же, пой. На проклятой гитаре.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Пойду в суфье смиренным иноком (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Покраснела рябина..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Пороша (чит. А.Консовский)
Есенин С - Пороша (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Поэма Анна Снегина (чит. С.Юрский)
Есенин С - Пришествие (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Проплясал, проплакал дождь осенний.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Прощай, родная пуща.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Прячет месяц за овином (чит.А.Консовский)
Есенин С - Пугачев (монолог Хлопуши)
Есенин С - Пугачев (монолог Хлопуши)
Театрология  theatrologia.su
Есенин С - Пугачев (спектакль в пост. Е.Агафонова, в рол. К.Лавров 1987г.)
Есенин С - Пугачев (чит. С.Леонтьев) 1-я часть
Есенин С - Пугачев (чит. С.Леонтьев) 2-я часть
Есенин С - Пускай ты выпита другим (чит. В.Аксенов)
Есенин С - Пускай ты выпита другим (чит. В.Аксенов)
Есенин С - Пускай ты выпита другим.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Пушкину (чит. М.Козаков)
Есенин С - Пушкину (чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Пушкину (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Пушкину (чит.С. Балашов)
Есенин С - Разбуди меня завтра рано (чит. С.Есенин)
Есенин С - Разбуди меня завтра рано (чит. Ю.Богатырев)
Есенин С - Разбуди меня завтра рано(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Руки милой и пара лебедей (чит. С.Никоненко)
Есенин С - Русь (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Русь (чит.диктор радио 60е г)
Есенин С - Русь Советская (чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Русь советская (чит. А.Консовский)
Есенин С - Русь советская (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Русь уходящая (чит. С.Балашов)
Есенин С - Русь уходящая (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - С добрым утром (чит. Е.Коровина)
Есенин С - С добрым утром! (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Свищет ветер (чит. А.Консовский)
Есенин С - Свищет ветер под крутым забором.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Свищет ветер, серебрянный ветер (чит. С.Балашов)
Есенин С - Серебристая дорога.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Сестре Шуре (чит. В.Аксенов)
Есенин С - Сестре Шуре (чит.В.Яхонтов)
Есенин С - Синий май. Зоревая теплынь (чит. Ю.Богатырев)
Есенин С - Снег, словно мед ноздреватый( чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Снова пьют здесь, дерутся и плачут (чит.Р.Клейнер).
Есенин С - Собаке Качалова (Г.Сорокин)
Есенин С - Собаке Качалова (чит. Аксенов)
Есенин С - Собаке Качалова (чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Собаке Качалова (чит.В.Яхонтов)
Есенин С - Собаке Качалова (чит.Н.Першин)
Есенин С - Сонет (чит. В.Бабятинский)
Есенин С - Сохнет стаявшая глина.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Спит ковыль (фрагмент) чит. Г.Сорокин
Есенин С - Спит ковыль. Равнина дорогая(чит. Н.Першин)
Есенин С - Стансы (чит. С.Балашов)
Есенин С - Стансы (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Стансы (чит.С. Балашов) 2-й вариант
Есенин С - Стихи (чит. С.Безруков)
Есенин С - Стихи (чит. разные исполнители)
Есенин С - Стихи (чит.В.Аксёнов 1955г)
Есенин С - Стихи и песни (Составитель Л.Шилов)
Есенин С - Сторона ль моя, сторонка.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Сторона ль ты моя, сторона! (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Сукин сын (Снова выплыли годы из мрака) чит. М.Ульянов
Есенин С - Сукин сын (чит. В Аксенов)
Есенин С - Сукин сын (чит. Г.Сорокин)
Есенин С - Сукин сын (чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Сыплет черёмуха снегом.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Сыпь, гармоника. Скука... Скука.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Там, где вечно дремлет тайна.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Там, где капустные грядки.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Топи да болота (чит. В.Маратов)
Есенин С - Топи да болота.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Три стихотворения из цикла Персидские мотивы (Г.Сорокин)
Есенин С - Троицыно утро, утренний канон.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Ты запой мне ту песню, что прежде (чит. Ю.Каюров)
Есенин С - Ты меня не любишь не жалеешь (чит.Н.Першин)
Есенин С - Ты прохладой меня не мучай.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Ты такая ж простая, как все (чит. М.Ульянов)
Есенин С - Ты такая ж простая, как все.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Устал я жить в родном краю.(чит. С.Леонтьев) .
Есенин С - Устал я жить в родном краю.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Хороша была Танюша, краше не было в селе..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Хорошо под осеннюю свежесть (чит. Ю.Богатырев)
Есенин С - Хулиган (чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Цветы мне говорят - прощай... (чит. С.Балашов)
Есенин С - Цветы мне говорят прощай (чит. В. Яхонтов)
Есенин С - Цикл стихов (чит. Георгий Сорокин)
Есенин С - Цикл стихов о родине (чит.Н.Першин)
Есенин С - Черемуха
Есенин С - Черная, потом пропахшая выть (чит. Ю.Каюров)
Есенин С - Черный человек
Есенин С - Черный человек (Г.Сорокин)
Есенин С - Черный человек (чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Чую радуницу Божью..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Чёрная, потом пропахшая выть!.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Шагане ты моя, Шагане (чит. С.Никоненко)
Есенин С - Шагане ты, моя Шагане (чит. В.Аксенов)
Есенин С - Шагане ты, моя Шагане (чит.Н.Першин)
Есенин С - Шёл Господь пытать людей в любови..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Эта улица мне знакома.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Этой грусти теперь не рассыпать(чит.Р.Клейнер).
Есенин С - Эх вы сани. А кони (чит. В.Лановой)
Есенин С - Юбилейное (чит.В.Качалов)
Есенин С - Я - пастух; мои палаты.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Я верю,верю, счастье есть (чит. Ю.Богатырев)
Есенин С - Я иду долиной, на затылке кепи (чит. М.Ульянов)
Есенин С - Я иду долиной. На затылке кепи (чит. С.Леонтьев)
Есенин С - Я красивых таких не видел (чит.С.Астафьев)
Есенин С - Я обманывать себя не стану( чит. С.Леонтьев) .
Есенин С - Я обманывать себя не стану.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Я по первому снегу бреду..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Я покинул родимый дом (чит. С.Есенин)
Есенин С - Я покинул родимый дом (чит. Ю.Богатырев)
Есенин С - Я покинул родимый дом..(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Я помню любимая, помню (чит. Ю.Богатырев)
Есенин С - Я последний поэт деревни (чит. А.Покровский)
Есенин С - Я последний поэт деревни.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Я сердцем никогда не лгу (муз-лит.композиция чит. С.Балашов)
Есенин С - Я сердцем никогда не лгу (поэма)
Есенин С - Я снова здесь, в семье родной.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Я спросил сегодня у менялы (чит. В.Аксенов)
Есенин С - Я спросил сегодня у менялы (чит. С.Никоненко)
Есенин С - Я спросил сегодня у менялы (чит.С. Балашов)
Есенин С - Я странник убогий.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С - Я усталым таким еще не был.(чит.Р.Клейнер)
Есенин С. - Стихотворения [читает Алексей Консовский]
Театрология  theatrologia.su
Есенин Сергей - фр. романа Яр (чит.Вл.Ерёмин) 2-я часть (из 2х)
Есенин Сергей - фр. романа "Яр" (чит.Вл.Ерёмин) 1-я часть из 2х




Блок А - Ты - как отзвук забытого гимна (чит.А.Коонен)
Блок А - Шаги Командора (стих) чит. автор)
Блок А - Библейский сюжет
Блок А - Благославляю все (чит. Г.Тараторкин)
Блок А - В Северном море (чит. Г.Тараторкин)
Блок А - В густой траве (чит. Г.Бортников)
Блок А - В программе - Библейский сюжет (чит. Д. Менделеев) 2006
Блок А - В ресторане (чит. Аксенов)
Блок А - В ресторане (чит.А.Коонен)
Блок А - В туманах, под сверканьем роз ( чит. Г.Бортников)
Блок А - Везде над лесом и над пашней (чит. Г.Бортников)
Блок А - Ветер принес из далека (чит. Г.Тараторкин)
Блок А - Вновь освеженные колонны (чит.А.Коонен)
Блок А - Возмездие (Поэма. Вступление. чит. Г.Бортников)
Блок А - Возмездие (лит. комп. 1971)
Блок А - Возмездие (пролог)
Блок А - Возмездие(фрагмент) (чит.В.Качалов)
Блок А - Все та же озерная гладь (чит. М.Козаков)
Блок А - Встану я в утро туманное (чит. В.Бочкарев)
Блок А - Гармоника, гармоника (чит. Г.Тараторкин)
Блок А - Гармоника,Гармоника (чит.В.Яхонтов 1й вариант)
Театрология  theatrologia.su
Блок А - Гармоника,Гармоника (чит.В.Яхонтов 2й вариант)
Театрология  theatrologia.su
Блок А - Грешить бесстыдно, непробудно (чит.В.Аксенов)
Блок А - Двенадцать - главы читает Дм.Журавлёв
Блок А - Двенадцать - главы читает Дм.Журавлёв
Репортаж  reportage.su
Блок А - Двойник (чит. Г.Бортников)
Блок А - Дикий ветер стекла гнет (чит. И.Кваша)
Блок А - Друзьям (чит. И.Кваша)
Блок А - Душа моя тиха (чит. И.Кваша)
Блок А - Елка (рождество)
Блок А - Есть времена, есть дни (чит. И.Кваша)
Блок А - Есть демон утра (чит. Г.Тараторкин)
Блок А - Есть демон утра (чит.В.Аксенов)
Блок А - Есть минуты, когда не тревожат (чит. И.Кваша)
Блок А - За городом в полях (чит. И.Кваша)
Блок А - За городом вырос пустынный квартал (чит. Г.Тараторкин)
Блок А - Загляжусь ли я в ночь (чит. М.Козаков)
Блок А - Земное сердце стынет вновь (чит. И.Кваша)
Блок А - Зимний ветер играет терновником (чит. М.Царев)
Блок А - И современники
Блок А - Исторические хроники (вед. Н.Сванидзе) 2003
Блок А - К Музе (чит. Г.Тараторкин)
Блок А - Как океан меняет цвет (чит. В.Аксенов)
Блок А - Как океан меняет цвет (чит.А.Коонен)
Блок А - Как океан меняет цвет (чит.В.Аксенов)
Блок А - Как тяжело ходить среди людей (чит. Г.Бортников)
Блок А - Кармен (отр .Сердитый взор счастливых глаз) чит. В.Аксенов
Блок А - Кармен (отр .Ты как отзвук забытого гимна) чит. В.Аксенов
Блок А - Когда Вы стоите на моём пути (чит.В.Качалов)
Блок А - Когда вы стоите на моем пути (чит. Г.Бортников)
Блок А - Когда ты загнан и забит (чит.В.Яхонтов)
Театрология  theatrologia.su
Блок А - Когда-то гордый и надменный (чит.В.Аксенов)
Блок А - Когда-то гордый и надменный (чит.В.Аксенов)
Блок А - Коршун (чит. А.Консовский)
Блок А - Коршун (чит. В. Качалов)
Блок А - Коршун (чит.В.Аксенов)
Блок А - Лирика (чит. Н.Верещенко)
Блок А - Мадонна Де Сатиньяно (чит. Д.Журавлев)
Блок А - Май жестокий (чит.А.Коонен)
Блок А - Май жестокий. с белыми ночами (чит.А.Коонен)
Блок А - Миры летят. Года летят (чит. А.Консовский)
Блок А - Мне снилась смерть любимого созданья (чит. Г.Бортников)
Блок А - Моя душа (чит. М.Козаков)
Блок А - На железной дороге (чит. А.Кутепов)
Блок А - На железной дороге (чит. Георгий Сорокин)
Блок А - На железной дороге (чит.В.Качалов)
Блок А - На зов метелей (чит. Г.Бортников)
Блок А - На небе празелень и месяца осколок (чит. Г.Тараторкин)
Блок А - На островах (чит.А.Коонен)
Блок А - На поле Куликовом (отр. чит. Г.Бортников)
Блок А - На поле Куликовом (чит. В. Качалов)
Блок А - На поле Куликовом (чит.А.Коонен)
Блок А - Над озером (чит.В.Аксенов)
Блок А - Не уходи, побудь со мною (чит. И.Кваша)
Блок А - Незнакомка (чит. Г.Бортников)
Блок А - Незнакомка (чит. М.Царев)
Блок А - Незнакомка (чит.А.Коонен)
Блок А - Незнакомка(Радиоспектакль А.Эфроса с уч. В.Высоцкого)
Блок А - Нет конца лесным тропинкам (чит. Г.Бортников)
Блок А - Нет никогда моей (чит.В.Аксенов)
Блок А - Нет,никогда моей, и ты ничьей (чит.А.Коонен)
Блок А - Ночь на Новый Год (чит. Г.Бортников)
Блок А - Ночь, улица, фонарь (чит. А.Консовский)
Блок А - Ночь. Город угомонился (чит. Г.Бортников)
Блок А - Ночью вьюга снежная (чит. М.Козаков)
Блок А - О весна (чит.А.Коонен)
Блок А - О весна без конца и без края (чит. В.Карецкий)
Блок А - О весна, без конца и без краю (чит.В.Качалов)
Блок А - О да, любовь вольна (чит. И.Кваша)
Блок А - О да, любовь вольна как птица (чит.А.Коонен)
Блок А - О доблестях (чит. автор)
Блок А - О доблестях, о подвиге, о славе (чит.В.Качалов)
Блок А - О подвигах, о доблести, о славе (чит. Г.Бортников)
Блок А - О, как смеялись вы над нами (чит. И.Кваша)
Блок А - О, старый мир (чит. Д.Журавлев)
Блок А - О, я хочу бездумно жить (чит. Г.Бортников)
Блок А - Окна ложные на небе (чит. Д.Журавлев)
Блок А - Она пришла с мороза (чит. Г.Бортников)
Блок А - Она пришла с мороза (чит.В.Аксенов)
Блок А - Она пришла с мороза (чит.В.Качалов)
Блок А - Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся (чит. диктор)
Блок А - Опустись, занавеска линялая (чит.А.Коонен)
Блок А - Осенний день (чит. И.Кваша)
Блок А - Отдавшись снежной вьюге (чит. М.Козаков)
Блок А - Перед судом (чит.В.Аксенов)
Блок А - Песня Гаэтано (из Роза и крест) чит. М.Козаков
Блок А - Петроградское небо мутилось дождем (чит. А.Консовский)
Блок А - Пляски осенние (чит. И.Кваша)
Блок А - По городу бегал черный человек (чит. Г.Бортников)
Блок А - Под масками (чит. Г.Бортников)
Блок А - Пойми же (чит. Г.Бортников)
Блок А - Поэма Двенадцать (чит. Д. Журавлев))
Блок А - Приближается звук (чит. И.Кваша)
Блок А - Протекли за годами года (чит. И.Кваша)
Блок А - Пушкинскому дому (чит. М.Козаков)
Блок А - Пушкинскому дому (чит.В.Качалов)
Блок А - Пушкинскому дому (чит.Д.Журавлев)
Блок А - Пушкинскому дому (чит.Д.Журавлев)
Блок А - Пушкинскому дому (чит.Д.Журавлев)
Театрология  theatrologia.su
Блок А - Рожденные в года глухие (чит. И.Кваша)
Блок А - Рожденные в года глухие (чит.В.Аксенов)
Блок А - Россия (чит. Г.Бортников)
Блок А - Россия (чит. Качалов)
Блок А - Россия (чит.А.Коонен)
Блок А - Русь (чит. В. Качалов)
Блок А - Русь (чит. Качалов)
Блок А - Своими горькими слезами (чит. М.Козаков)
Блок А - Седое утро (чит.А.Коонен)
Блок А - Сердитый взор бесцветных глаз (чит.В.Аксенов)
Блок А - Сидят у окошка с папой (чит. М.Царев)
Блок А - Скифы (чит. В.Качалов)
Блок А - Снежная маска (инсц. поэма А.Москаль и И.Савицкая)
Блок А - Снежное вино (чит. Г.Бортников)
Блок А - Соловьиный сад ( отр. из поэмы чит. Г.Бортников)
Блок А - Сольвейг (чит. Г.Бортников)
Блок А - Среди гостей ходил (чит. Г.Бортников)
Блок А - Среди поклонников Кармен (чит.В.Аксенов)
Блок А - Стихи
Блок А - Стихи (посвящ.125 - летию)
Блок А - Стихи (чит. Вл.Ларионов)
Блок А - Стихи (чит.А.Коонен)
Блок А - Стихи (чит.А.Коонен)
Блок А - Стихи и поэмы (чит. Д. Журавлев)
Блок А - Стихи о прекрасной даме (чит. Б.Хмельницкий и А. Демидова) 1972
Блок А - Стою на царственном пути (чит. В.Бочкарев)
Блок А - Стучится тихо. Потом погромче (чит. И.Кваша)
Блок А - Сумерки (чит. И.Кваша)
Блок А - Суровый взгляд бесцветных глаз (чит.А.Коонен)
Блок А - Та жизнь прошла (чит. Г.Бортников)
Блок А - Так окрыленно, так напевно (чит. Г.Бортников)
Блок А - Там в ночной завывающей стуже (чит. Г.Бортников)
Блок А - Твое лицо мне так знакомо (чит. Г.Бортников)
Блок А - Ты - как отзвук забытого гимна (чит.В.Аксенов)
Блок А - Ты горишь над высокой горою(чит. В.Бочкарев)
Блок А - Ты жил один (чит. Г.Бортников)
Блок А - Уж вечер светлой полосою (чит. Г.Тараторкин)
Блок А - Утреет. С богом. По домам (чит.А.Коонен)
Блок А - Черный ворон в сумраке снежном (чит. И.Кваша)
Блок А - Что же ты потупилась в смущеньи (чит. М.Царев)
Блок А - Шаги Командора (чит. М.Козаков)
Блок А - Шаги командора (чит. Э.Багрицкий)
Блок А - Я в дольний мир вошла (чит.А.Коонен)
Блок А - Я помню длительные муки (чит. М.Царев)
Блок А - Я помню длительные муки (чит.В.Качалов)
Блок А - Я стар душой (чит.В.Аксенов)
Блок А - Я стремлюсь к роскошной воле (чит. И.Кваша)
Блок А - Я ухо приложил к земле (чит. А.Консовский)
Блок А - Ярким солнцем, синей далью (чит. В.Бочкарев)
Блок А -Превратила все в шутку сначала (чит. И.Кваша)
Блок Александр - Двенадцать( чит. Владимир Особик) 1985
Блок Александр - Стихотворения (чит. Дм.Журавлёв)